Опубликовано в журнале Новый берег, номер 29, 2010
От редакции
Поскольку мы печатаем в номере текст писем, написанных якобы почти на исходе Римской Республики, то невольно и сами впали в обаяние этой формы. В ней мы обращаемся к вам, читатели и авторы “Нового Берега”, не вдаваясь в причины столь необычного послания “От редакции”.
К Публию
Поговорим о слове, брат. Взмах, Публий! Я вижу, как мы стоим возле линии укреплений, я жду сигнала и думаю, что надо прикрыть центровые когорты. О том, что мы будем биться за право и закон, которые заключены в нашем слове, я не думаю, они во мне, как и последний приказ Юлия. И они так же кратки, как твоё движение, посылающее в атаку. Неся смерть, мы несём определённость, без которой расползается мир. Разве не для того мы, разве не всегда так было?
Когда мир перестаёт быть внятен, он перестаёт нам принадлежать. Помнишь, как нас вырезали в Галлии, где мы рассыпали строй, потому, что набрасывались на нас не войска, а бесформенные толпы и хаос поглощал нас? Помнишь Сервия, чудом выползшего из ловушки, где обитают призраки, лишающие цели? Прости, я стал стар, и чувства бороздят мой мозг, как мы бороздили неведомые тропы в поисках отступающего врага. Мы падали и с нами рушилось солнце, но нас держало слово, и мы не знали безумия. Потому и опрокидывали эти стада. Они давали прозвища своей жалкой участи и ими держались за жизнь. Но именами они стали только в неотразимой хватке нашей речи. Были ли они людьми, Публий? Неназванное не существует. Не мы ли впервые их людьми назвали, не мы ли их людьми и сделали?
Это не я, старость спрашивает тебя, не отвечай. Мы пахнем бренностью, Публий, потому, что ею пахнет всё живое. Но осталось нас двое, Публий. Все остальное расчистила смерть, она справедлива и к воину, и к цезарю. А раз мы остались, то подумай, что оставили, чем заполнили это опустевшее пространство.
Я все еще слышу нестройный говор ощеренных толп, это их бар-бар, неповоротливое, как галльский меч, который мы запрещали в легионах, потому что он требует замаха и уводит тело. Наше слово, Публий, коротко и прямо, как гладиус. Слово несёт возмездие и потому возвращает то, что им принесено. Смерть, которую мы извещали, вернётся, и я салютуют ей, как гладиаторы Цезарю, потому что только она открывает бессмертие. За ними стояла мощь мошек, изъедающих тела наших павших. За ними – воля конца, за нами – власть будущего.
Barra
, Публий, мы сметем их!Я спросил тебя, брат, как спрашиваю себя, чем мы одолели их? И отвечаю: словом. Тем, что утвердило нас и поставило над произволом и хаосом. Мы всегда будем владеть барбарами, потому что запёкшаяся кровь нашей победы скреплена печатью слова — и нет уз крепче.
Ave
! — произнес ты перед последним броском там, в Алезии.И это основа всего, что будет после нас.
Твой взмах, Публий!
——————————————————————————————————————————-
Редколлегия “Нового Берега” оповещает авторов журнала, что нами открывается издательство под одноимённым названием или, как теперь принято говорить, брэндом “Новый Берег”. Желающие издать свои книги могут обращаться по электронной почте журнала.
Удачи Вам, друзья!