Опубликовано в журнале Новый берег, номер 27, 2010
От редакции
65 лет величайшей Победы в новой истории, нашей победы в Великой Отечественной войне. Воспоминания о ней уходят с потоком времени, сменяясь преданиями. Скромными, семейными – и потому неистребимыми, принадлежащими вечности и составляющим надежду на лучшее будущее родины. Некоторым из них мы посвящаем страницы нашего номера, издаваемого к юбилею великой Победы.
Публикуем мы в этом номере среди семейных реликвий и треугольник безыскусного солдатского письма. Правнуки солдат, их писавших, принимают такие письма, долетевшие до них через десятилетия, за “самолётики” — и это счастье, которому мы обязаны нашей победе.
Чествуя героев – живых и павших — помянем и тех, кто погиб, не принимая участия в боях. Детей, женщин, стариков – сожжённых в печах и хатах, расстрелянных, затоптанных сапогами врага и приказом Сталина об оккупированных территориях. Помянем и их жителей, объявленных вне закона, и ущемлённых в гражданских правах ещё десятилетия после войны. Графа – “проживали ли на оккупированных территориях”, автоматически относящая их к скрытым пособникам врага, просуществовала ещё много лет после победы.
Никто и никогда не сочтёт жертв, принесённых народом за годы войны и оккупации, не сочтёт наших павших. Имена им Ты, Господи, веси. Тем бережнее мы обязаны относиться к тем, кто ещё жив. Но, увы нам. Мы публикуем в этом юбилейном номере простой и беспощадный рассказ об отсутствии благодарности и почтения к ветеранам у тех, кто обязан им жизнью, рассказ-предупреждение, бьющий тревогу за будущее страны. Эта беспамятность – одно из самых печальных реалий нашей сегодняшней жизни. Беспамятность на житейском, бытовом, тёмном уровне, на котором увенчанного орденами ветерана, издавшего на свои скоромные деньги книгу о правде войны и предлагающего её прохожим, наши современники могут прогнать со словами: “Не нужны никому эти побрякушки, да и правда твоя пусть лесом идёт!” Черно в душах этих людей, как и те
х ублюдков, что крадут и отбирают медали у ветеранов, жертвовавших ради них жизнью. А чем отличается от них омоновец, сорвавшей с груди ветерана орденские планки? И каково этим, случайно уцелевшим старикам, о которых смерть отбила костяшки, встречать в родном, отвоёванном ими у фашистов городе, знаки свастики над головами их марширующих потомков?
В войну мы были обществом, объединённым одной мыслью, одним порывом, одной страстью – изгнать захватчика. Утрата сострадания к живым и павшим грозит нам превращением в общество мародёров, торгующих трофеями подвига предков, грозит окончательно перестать быть обществом. Оставаясь равнодушными к унижению наших героев, мы солидаризируемся с их тупыми насильниками. Вот фраза другого автора из другого текста, которая вопиёт о том же: “Страшно, что общество ГОТОВО на это смотреть…”
Христос, давший нам свободу выбора, ограничил её выбором между добром и злом, — того главного, от чего зависит жизнь, – и не дал иного ориентира. Искусство, в частности, искусство слова, хранит это знание, как единственный признак человека, выводящий его за пределы детерминированного мира. Всплески добра – столь же неотъемлемое свойство души, как и всплески зла. Всё зависит от того, к чему в человеке взывать. И пусть искусство, изначально призванное пробуждать душу человека к благу и просветлению, лишь вторит гласу вопиющего в пустыне, оно не даёт угаснуть надежде. Той, что покидает последней прострелянное сердце.
Остаётся надеяться и на то, что столь величественное празднование 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне, состоявшееся в России в этом году, напомнит обществу о тех идеалах свободы и самостояния родины, ради которых приносили бесчисленные жертвы наши предки, в надежде на мирную и светлую жизнь своих детей.
С праздником Победы, дорогие читатели и авторы “Нового Берега”, с праздником жизни!