Очерк
Опубликовано в журнале Новый берег, номер 3, 2004
Nu er det jul igen
Og nu er det jul igen
Og julen varer lige til pеske
Nej, det er ikke sandt
Nej, det er ikke sandt
For ind imellem kommer faste
Многим из нас знакома эта весёлая датская рождественская песенка, в которой говорится, что вот опять наступило Рождество — Рождество с гуляниями до самой Пасхи. Ан нет! — поется дальше — ведь между Рождеством и Пасхой вклинивается пост. В православии он называется Великим постом, который длится семь недель. Из всех постов года это самый строгий: запрещено употреблять в пищу не только скоромное — мясо-молочное — но также рыбу, кроме отдельных случаев. В католичестве этот предпасхальный пост не такой строгий, рыба разрешена во все дни. Длится он чуть меньше семи недель, а с вычетом всех воскресений, по которым не постятся, он составляет 40 дней. В старые времена уклонение от соблюдения поста в обеих этих христианских конфессиях было просто немыслимым. Поэтому последняя неделя перед постом отдавалась на откуп безудержному веселью, разгулу и, с позволения сказать, обжорству. Люди наедались, что называется, впрок. А так как пост требовал, ко всему прочему, еще и смиренного поведения, то резвились в эту последнюю неделю тоже до упаду. Так появился праздник — масленица.
Датская масленица называется fastelavn, что означает “вечер перед постом”. Название это пришло из католического прошлого. Сейчас поста нет. Реформация, утвердившаяся в Дании в 30-е годы 16-го века, поста, как такового, не отменяла. Однако отцы реформированной церкви не считали соблюдение постов особой заслугой или добродетелью. Поэтому постепенно люди переставали поститься, хотя пост, как уклад жизни, сохранялся еще долго, а отголоски его дошли до нас в виде той рождественской песенки, которую мы привели в самом начале.
Масленица предшествует Пасхе. Поэтому праздник этот не связан с определенным числом, а зависит, как и Пасха, от фаз луны. Границы самой поздней и самой ранней масленицы колеблются между 1 февраля и 7 марта. В этом году fastelavn пришлась на 22 февраля. Заметим, что в этом году датская и русская Пасха совпадают. А что же масленица? Масленица, практически, тоже совпадает. Однако, здесь имеет место, что называется, сдвиг по фазе.
В России масленица наступает в воскресенье после вселенской субботы и продолжается до следующего воскресенья , которое называется “прощеный день”. Датская масленица длится практически также неделю, хотя первоначально это были три дня: Flжskesшndag Ё(мясное воскресенье), Flжske mandag (мясной понедельник) и Hvidetirsdag (белый вторник). Впоследствии к ним присоединились Flжskelшrdag (мясная суббота) и Askeonsdag (пепельная среда). А практически, праздник стал начинаться уже в четверг вечером и
продолжаться до конца среды. Таким образом, центр тяжести датской масленицы приходится на воскресенье, в данном случае 22 февраля, тогда как
вершина русской масленицы — четверг. Он так и называется “широкий четверг” или “разгуляй-четверток”. Однако, давайте разберемся со всем этим по порядку.
Праздник масленицы имеет очень глубокие языческие корни. В древности у многих народов Европы был праздник проводов зимы и встречи весны. По сути, он был посвящен богине (или богам) плодородия. Первоначально это был длинный комплекс обрядов и гуляний. Христианская Пасха, вклинившаяся в этот древний праздник, расколола его так, что осколки праздника плодородия распределились по обеим сторонам праздника Пасхи, начиная от конца зимы и кончая Троицей.
Как мифологический персонаж, Масленица воплощает плодородие, но вместе с тем зиму и смерть. Языческая тризна по Зиме была и тризной по всем прежде почившим. Мы уже сказали, что русская масленица начинается сразу после вселенской субботы, в которую поминают родственников. По традиции первый масленичный блин ставили на слуховое окошко, посвящая его усопшим предкам. Кстати, мы знаем, что главное угощение на масленицу в России — блины. Однако не надо забывать, что блинами издревле поминали покойников. Блины с медом и кутья — основная еда на поминках. Вообще, блины — это, фактически очень древнее блюдо. Сначал люди пекли на угольях пресные лепешки. Затем научились делать закваску, после чего блины из кислого теста и стали нашим первым древним хлебом.
Блинную опару заквашивали в воскресенье после вселенской субботы. Блины начинали печь в понедельник. Понедельник назывался “встреча”. Потому что в понедельник торжественно встречали Масленицу — разряженное в женское тряпье соломенное чучело, которое возили на санях с бубенцами по главной улице. В понедельник же строили снежные крепости — символическое пристанище Зимы — которые штурмовали потом всю неделю, но разрушали только в субботу. Вместо осады крепости устраивали иногда кулачные бои. Вторник звался “заигрышами” — начинались уличные игрища со скоморохами, гуслярами, сказителями и т.п. Затем наступала среда — “лакомка”, а за ней вершина праздника — “разгуляй четверток” с катаниями на санях и всяческими чудачествами. Пятница — “тещины вечерки”. Зятья с подарками навещали тещ. В субботу невестки приходили к золовкам на “золовкины посиделки”. В воскресенье — проводы и прощание с Масленицей, которую всенародно сжигали или топили, а то и просто разрывали на мелкие части и разбрасывали солому на полях, что должно было способствовать хорошему урожаю. И пели: “ А Масляна, Масляна, воротися, до самого Велика-Дня протянися!” То есть та же самая тоска по уходящему празднику, что и в датской песне. В воскресенье просили у всех прощения — “прощеный день”. И было, вероятно, за что. Ведь за неделю безудержных гуляний случались и драки, и потасовки.
По сказаниям церковных историков, которые мы находим в старинных книгах, во все дни масленицы “безумствовали, надевали на себя личины (маски, костюмы). Причем, переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужские. Иногда мужчины рядились пугалами. Кругом царил разгул и разврат”. Не исключено, что церковные историки слишком строго судили резвившийся народ. Однако, для нас здесь интересно упоминание о карнавале, который уже довольно давно исчез, или почти исчез из русских масленичных гуляний. Зато мы видим, что в современной Дании это самый главный элемент праздника. Карнавальные костюмы начинают продаваться в магазинах задолго до масленицы. В основном это детские костюмы. Так как сам праздник все больше становится детским. Однако это не всегда было так. И карнавал в рамках масленицы имел свой особый день. Все начиналось всерьез с “мясных субботы, воскресенья и понедельника”. В эти дни люди до отвала наедались мясом. Затем наступал “белый вторник”, когда основным угощением были молочные и мучные блюда, выпечка, среди которой особое место занимали fastelavnsboller — масленичные булки или пышки. Это булки из дрожжевого теста, приготовленный из пшеничной муки с изюмом и цукатами. Их обильно украшают, посыпают сахаром, корицей, смазывают маслом, кремом и т.п. Упоминание об особом хлебе, который ели на масленицу мы находим еще в глубоком средневековье, а более или менее современный вид и качество булки получили где-то к 17-му веку.
Песня:
Fastelavn er mit navn
Boller vil jeg have
Hvis jeg ingen boller fеr
Sе laver jeg ballade
Кстати, с этой песней, в которой говорится, что Масленица желает булок, а если их не получит, то будет озорничать и скандалить, современная детвора ходит от дома к дому, выпрашивая мелкие деньги или конфеты. Это старинный обычай, когда зажиточные люди угощали бедняков.
В ночь с “белого вторника” на “пепельную среду” проходили карнавальные шествия и игры. Карнавал, в его современном виде, пришел и в Данию, и в Россию из Италии. Вспомним знаменитые венецианские карнавалы. Безусловно, что и в Дании, и в России он наложился на древние местные обычаи рядиться в маски. Буквально слово “карнавал”, если перевести его латинские корни, значит “конец мясоедения” или “мясоеда”. С “пепельной среды” начинался пост.
В наши дни вершина праздника — выбивание “кошки” из бочки. Для этого необходимо обзавестись дубинкой и бить по бочке, пока она не разобьется, или пока не упадет на землю последняя ее щепка. Победитель получает приз и корону вместе с титулом “кошачий король”. А причем тут кошки? Дело в том, что в старые времена в бочку сажали живую кошку и били по ней (бочке), пока она не разобьется и бедное обезумевшее животное не выпрыгнет вон. Кошка должна была быть желательно черной, так как она символизировала нечистую силу. А в еще более старинные времена, в бочку сажали живого петуха и проделывали ту же самую операцию. Выбить петуха из бочки означало высвободить животворящие силы природы. В наши, более гуманные времена, когда служба защиты животных не дремлет, о страданиях черного кота напоминает лишь рисунок на бочке.
Живописный и вместе с тем грандиозный обычай сохранился в Дании на острове Амагер. Там бочку разбивают не детишки с родителями (напоминаем, что fastelavn практически детский праздник) а разодетые в праздничные народные костюмы всадники, придавая тем самым празднику характер серьезных мужских конных состязаний. Этот обычай принесли с собой голландские переселенцы, обосновавшиеся на Амагере 500 лет тому назад.
И еще один языческий атрибут современной датской масленицы: ритуальная хворостина. Ее любовно украшают, почти как рождественскую елку. Однако здесь обязательно должен присутствовать и элемент юмора. Хворостиной этой подстегивали скотину, как бы побуждая ее плодиться. Но не только. По утрам на масленицу хворостиной поднимали с постели молодоженов и подстегивали молодых холостяков. И с той же хворостиной под хохот, визг и улюлюканье гонялись парни за девушками и молодухами.