Эссе
Опубликовано в журнале Новый берег, номер 1, 2003
Мы печатаем эту глубоко искреннюю аллегорию русской девочки, как свидетельство детской души о страдании эмиграции. После 1991 года, когда выезд из России стал свободным и возвращение на Родину перестало грозить расстрелом или каторгой — окончилась семидестиптилетняя истори русской эмиграции. Теперь из России уезжают за лучшей долей. Это понтно, естественно и не подлежит обсуждению. Но взрослые, имеющие возможность в любой момент вернуться на родину, увозят с собою детей, которые этой возможности лишены.
От редакции.
Зарисовка
В красном как кровь океане плывет белый деревнный крест. На нем лежит прикованна девушка. Она смотрит на небеса и наблюдает, как плотные облака плывут над ней. Она не пытаетс освободитьс, а просто тихо лежит и ждет. Девушка понла, что легче пока успокоитьс и жить надеждой. Она знает, что когда-то надежда прилетит за ней в виде белого орла и унесет ее с собой в дальние кра.
Девушка знает, как она попала на этот крест. Давным-давно самый близкий человек увез ее из знакомых мест к красному океану с белым крестом. Человек-то здесь прижилс и превратилс в красную рыбу. Рыба эта присоединилась к другим морским животным, а девушка — нет. Хоть ей всё вначале казалось прекрасным и интересным, но потом она оглнулась и понла, что всё счастье осталось там. Она мучилась и страдала, боролась и хотела убежать. Но морские животные приковали ее к кресту, и она не смогла вырватьс из цепей. Красные волны шумели, и черные тучи мчались над ней. Не было видно ни солнца, ни луны, ни звезд. И девушка видела сны. Сны про знакомых любимых людей и про родные кра. Там, где бесконечный океан полей разделлс дремучими черными лесами, там, где свет луны отражалс в синих реках, там, где ночь была не скучна и мертва, а полна тайной жизни и таинственных звуков. На берегу реки росли березы и ивы. Они скрывали реку, но капельки солнечного света проникали сквозь листь и падали на воду. Река блестела, как перламутр. Когда дул легкий ветерок, листь деревьев шептали. Вдоль асфальтовой дороги столи ветхие деревнные домики. Среди них был и ее родной дом. Эти бревенчатые стены, печка и старые кровати казались ей уютными. Она знала все запахи дома. В саду росли цветы, сившие всеми красками: пионы, дельфинии, анютины глазки, незабудки, розы.
Девушка иногда так рко видела эти сны, будто она жила в них. Она тнулась к ним, тнулась туда, где жизнь бурна и неспокойна и где каждый день не похож на предыдущий. Но белый крест под ней и красные волны напоминали ей, что она принадлежит им безраздельно, и из-за этого она их ненавидела.
Сейчас девушка научилась любить белый крест и красную воду. Она уже никого не осуждает и не злитс на судьбу.
…Алые волны несут крест с девушкой куда-то в бесконечность, а она спокойно смотрит на небо. Вдруг больша птица прорезает облака и приближаетс к ней. Перь птицы передиваютс и сиют в солнечных лучах. Девушка знает эту птицу. Это белый орел. В его глазах — мудрость и непостижима тайна, в его крике — уверенность и сила. Он прилетел за ней. Она закрывает глаза и чувствует, как отрываетс от поверхности воды, поднимается все выше и выше и постепенно переходит в другой мир.
———————————————————————————————————————
* Белый крест на красном полотне — датский флаг.