Опубликовано в журнале Арион, номер 1, 2011
ХАЙКУ-2010
Завершился очередной, третий по счету, Всероссийский конкурс поэзии хайку. Но начнем с предыстории.
Возникнув на русском языке как подражание переводам с японского на рубеже XX века, хайку постепенно, исподволь оформилось в суверенный жанр русской поэзии. Но если в Европе и Америке уже к середине прошлого века появились не только заметные авторы, но и целые сообщества пишущих такие стихи, то в России хайку-движение получило развитие только с приходом Интернета — так что на сегодняшний момент русское хайку оказалось самой молодой ветвью этого литературного явления за пределами Японии. И хотя созданный в начале 90-х и долгое время единственный у нас в стране журнал поэзии “Арион” почти сразу начал публиковать такие тексты и даже посвященные им теоретические материалы, первой сколь-либо заметной презентацией жанра в массовом сознании можно считать Всероссийский конкурс хайку, инициированный посольством Японии в России и проведенный газетой “Аргументы и факты” в 1998—1999 годах. На основе присланных на конкурс материалов его координатор Дмитрий Кузьмин начал издавать ежегодный альманах “Тритон” (2000—2003).
Примерно тогда же началось и распространение хайку в Рунете. Наряду с хайку-альманахом “Лягушатник” Алексея Андреева появились интерактивные сайты “Сад расходящихся хокку” с “Книгой 2 СУ”, быстро ставшая популярной игра “РенгуРу” на сайте “Wowwi”, элитарный “IMH(O)” и, наконец, “Аромат Востока”, входящий нынче, наряду с другими — старыми и новыми — ресурсами, в портал “Хайдзин.РФ”. И это не считая множества самых разных интернет-сообществ, использующих в своем названии слова “хайку” или “хокку”.
Разумеется, потенциал общения, открываемый этой поэтической формой, не мог не вызвать к жизни множества разного рода дискуссий о происхождении жанра и возможности его адаптации на российской почве. Впрочем, независимо от консолидации всевозможных воззрений на “русские хайку”, объем написанного в Сети и даже напечатанного в специализированных изданиях (антологиях и авторских сборниках хайку) сделался настолько велик, что соблазн повторить опыт первого конкурса вылился десять лет спустя в проведение Второго всероссийского конкурса хайку. Площадкой для него стал сайт еженедельника “Аргументы и факты”. А год спустя, в 2010-м, состоялся и нынешний Третий конкурс. Как и предыдущий, он был организован редакцией альманаха “Хайкумена” (издание Российского института культурологии) и Отделом японской культуры “Japan Foundation” во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы при поддержке посольства Японии.
Минувшее десятилетие для российских хайку явно не прошло даром — столь заметна разница между произведениями, присланными еще по обычной почте в редакцию “АиФ” в 1998-м, и тем, что собрал специальный сайт конкурса www.haiku3.ru в прошлом году.
Надо заметить, что общее число присланных на конкурс работ от конкурса к конкурсу сокращалось (более 10 тысяч в первом, около 5 тысяч во втором и примерно 3 тысячи в нынешнем) — прежде всего за счет существенного уменьшения числа произведений, не имеющих отношения к жанру. А это косвенное, но важное свидетельство того, что у российских читателей повысилась культура восприятия хайку, а у потенциальных авторов — мера ответственности за присылаемые творения.
При этом возрос не только средний уровень текстов, но и абсолютное количество художественно значимых произведений. Поэтому организаторы конкурса столкнулись с проблемой, которая уже давно обозначилась как реальная и в евро-американском понимании хайку: необходимостью поджанрового деления.
Дело в том, что, применяя критерии жанровой чистоты, в конкурсе только “чистых” хайку пришлось бы отклонить множество интересных с литературной точки зрения произведений, которые (ввиду существующих в Японии и за ее пределами подходов) можно рассматривать как относящиеся к близким хайку жанрам — это прежде всего сэнрю, дзаппай и то, что обозначают широким термином “неохайку”.
В итоге было введено две номинации: помимо “хайку” мы решили использовать в этом конкурсе обобщающую номинацию “сэнрю и неохайку” (дзаппай не упомянули из-за новизны этого термина в русскоязычной практике).
Таким образом, Третий всероссийский конкурс — в котором, кстати сказать, приняли участие и авторы из двух десятков других государств ближнего и дальнего зарубежья — дал возможность переосмыслить назревшие вопросы, стоящие перед отечественными хайку. Можно уверенно сказать, что сегодня “русские хайку” переживают очередной этап становления, связанный отчасти с тем, что они практически не имеют родословной — исторической и культурной, а отчасти — с терминологической непроработанностью теории жанрового деления именно для русских хайку и осмыслением уже имеющихся реальных текстов и тенденций развития жанра на ниве русского языка и культуры.
Состав жюри от конкурса к конкурсу менялся, хотя и не слишком значительно. Постоянными участниками судейства стали редакторы ведущих российских поэтических журналов А.Алехин (“Арион”) и Д.Кузьмин (“Воздух”), а также исследователь малых поэтических форм филолог Ю.Орлицкий. В жюри Третьего конкурса вошли также японисты, имеющие опыт перевода классической и современной японской поэзии, и несколько поэтов хайку, причастных к организации сетевых конкурсов и теоретических дискуссий по проблемам этого жанра. Члены жюри не ограничились только оценками произведений, но и сопроводили лучшие, по их мнению, тексты комментариями — они приведены на сайте конкурса, а также частично напечатаны в газете “Аргументы недели” (№ 51/2010 ).
Стихи — призеры и дипломанты конкурса — были озвучены на церемонии награждения, состоявшейся 11 декабря 2010 года в Овальном зале Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы. В своем слове советник посольства Японии в России, руководитель Московского отделения “Japan Foundation” Эйдзи Тагути отметил общекультурное и международное значение развития хайку в России и поделился своим личным впечатлением от некоторых произведений. Так, стихотворение москвички Светланы Новицкой “первый снег / все тише и тише / разговор” напомнило ему школьные годы на Хоккайдо, когда учитель мог посреди урока “остановить учебное мгновенье” и дать ученикам возможность полюбоваться в окно падающим первым снегом…
Ниже публикуются выбранные редакцией журнала произведения из числа победителей и дипломантов конкурса в различных номинациях
Наталия Леви, Дмитрий Кудря